
Почти через десять лет после того, как NASA заключило партнерство с Lockheed Martin для создания X-59, сверхзвуковой самолет совершил свой первый полет в Калифорнии, согласно пресс-релизу, на который обратил внимание Gizmodo. Самолет X-59 Quiet SuperSonic Technology (Quesst) разработан для достижения сверхзвуковых скоростей без «звукового удара», и теперь, после завершения последнего испытательного полета, NASA и Lockheed планируют провести будущие испытания для измерения «звуковой сигнатуры X-59 и проведения тестирования приемлемости среди общественности».
Во вторник полет проходил между заводом №42 ВВС США в Палмдейле, Калифорния, и Исследовательским центром полетов имени Армстронга NASA в Эдвардсе, Калифорния. «X-59 показал себя точно так, как и планировалось», — заявили в Lockheed Martin, «проверив начальные летные характеристики и данные о работе двигателя по пути к безопасному приземлению на новом месте».
Конечная цель проекта X-59 — открыть возможность для коммерческих сверхзвуковых полетов в будущем. Путешествия на сверхзвуковых скоростях, быстрее числа Маха 1 или примерно 768 миль в час, могут значительно сократить время в пути для перевозки людей и грузов. И если разработанный NASA и Lockheed Martin дизайн Quesst, включающий такие изменения, как размещение реактивного двигателя сверху самолета и использование очень острого носа, окажется успешным, он также будет гораздо тише. «Люди внизу услышат звуковые ‘хлопки’, а не удары, если вообще что-то услышат», — пояснили в NASA в блоге 2023 года.
Запрет на сверхзвуковые полеты над территорией Соединенных Штатов вступил в силу 27 апреля 1973 года в связи с опасениями по поводу ущерба имуществу и шумового загрязнения. Запрет действовал десятилетиями, пока президент Дональд Трамп в июне 2025 года не распорядился Федеральному управлению гражданской авиации отменить этот запрет в рамках исполнительного указа. Теперь работа NASA и Lockheed Martin над X-59 обретает новую актуальность и возможность применить полученные знания для «информирования о создании новых, основанных на данных, допустимых порогов шума, связанных со сверхзвуковыми коммерческими полетами над сушей».
