gdgt

Skip to Content

Чтобы Steam Machine изменила мир ПК-гейминга, Valve должна решить проблему античита в Linux

После месяцев слухов Valve наконец-то анонсировала новую Steam Machine на этой неделе. И хотя я могу ставить под сомнение решение компании выпустить систему всего с 8 ГБ видеопамяти в 2026 году, я считаю, что «Gabecube» сделает для ПК-гейминга больше, чем все, что Microsoft сделала за последнее десятилетие.

С помощью SteamOS и Linux Valve устранила многие факторы, делающие ПК-гейминг недоступным для некоторых людей. Хотите установить ограничение частоты кадров, чтобы продлить время работы от батареи вашего Steam Deck? Это легко найти в меню «Производительность», а не копаться в нескольких папках. Хотите приостановить игру? На SteamOS это возможно.

А теперь с Steam Machine Valve готова принести удовольствие от ПК-гейминга совершенно новой аудитории: домашним консольным геймерам. Даже если я не планирую покупать одну, эгоистично надеюсь, что она станет безусловным успехом. Как и многие ПК-геймеры, я готов оставить Windows позади. За последние несколько лет Microsoft показала себя плохим управляющим платформы. Компания, похоже, больше заинтересована в продвижении функций искусственного интеллекта, которые мало кого интересуют, чем в решении проблем, которые годами преследуют Windows. В конце концов, только недавно Microsoft заявила, что займется проблемой «заикания шейдеров», проблемой, которая преследовала многие недавние AAA-игры. Хуже того, возможно, на полное внедрение этого решения уйдут годы.

Я хочу, чтобы Steam Machine стала революцией, которая принесет SteamOS на настольные ПК, но прежде чем это произойдет, Valve должна решить проблему читерства в Linux. На данный момент Steam Deck охватывает два из трех столпов ПК-гейминга: инди-игры и одиночные AAA-игры. Для некоторых этого достаточно, но это исключает огромный сегмент рынка ПК. Почти через четыре года после выхода некоторые из самых популярных соревновательных игр недоступны, и все из-за того, насколько легко создавать читерское ПО для операционных систем на базе Linux.

В интервью The Verge в 2024 году Филипп Коскинас из Riot лаконично резюмировал проблему. «Вы можете свободно манипулировать ядром, и нет вызовов пользовательского режима, чтобы подтвердить, что оно вообще подлинное», — сказал он изданию. «Вы можете создать дистрибутив Linux, специально предназначенный для читерства, и мы будем полностью разбиты».

Когда Valve выпустила Steam Deck в начале 2022 года, были надежды, что такие игры, как Fortnite и Rainbow Six Siege, в конечном итоге будут доступны на портативном устройстве, и некоторое время дела шли хорошо. К концу 2021 года Valve объявила о совместимости Proton с BattlEye. Через несколько месяцев компания сделала то же самое для Easy Anti-Cheat от Epic. Также существует собственное решение Valve, VAC, которое полностью поддерживается и означает, что собственные игры компании, включая Counter-Strike 2 и Dota 2, доступны на Steam Deck.

Однако, несмотря на поддержку Valve некоторых из самых популярных античит-решений на рынке, многие студии решили не переносить свои соревновательные игры на SteamOS, ссылаясь на опасения по поводу читерства. Среди заметных примеров — Fortnite, Valorant и PUBG. Эти игры никогда не были доступны на Steam Deck. На самом деле, прошлой осенью EA отозвала поддержку Linux и Steam Deck для Apex Legends, одного из немногих соревновательных шутеров, в которые можно было играть на портативном устройстве Valve.

«В наших усилиях по борьбе с читерством в Apex мы определили, что ОС Linux является путем для различных уязвимостей и читов, оказывающих значительное влияние. В результате мы решили заблокировать доступ к игре из ОС Linux», — заявила компания в то время. «Мы считаем, что это решение существенно сократит случаи читерства в нашей игре».

Для EA, Riot, Epic и разработчиков других популярных соревновательных игр проблема двояка: читерское ПО труднее обнаружить при использовании в Linux. Что более важно, для многих из них недостаточно Linux-игроков, чтобы оправдать ресурсы, необходимые для обеспечения безопасности своих игр для каждого дистрибутива Linux. Например, когда Riot сделала свое ПО Vanguard обязательным для игры в League of Legends в 2024 году, студия сообщила, что в Linux ежедневно играло чуть более 800 пользователей. Для сравнения, миллионы людей играют в League каждый день. Другими словами, это проблема курицы и яйца.

Steam Machine представляет собой возможность для Valve. Согласно Are We Anti-Cheat Yet, краудсорсинговой базе данных, перечисляющей игры, требующие античит-ПО, и работают ли они через Linux или уровень совместимости Proton от Valve, 682 игры не работают по той или иной причине. Это означает, что более половины из 1136 игр, требующих античит-ПО, недоступны в SteamOS.

Учитывая природу Linux, маловероятно, что Valve сможет заставить даже самые популярные античит-приложения на уровне ядра работать во всех дистрибутивах Linux, и, судя по подходу компании, у нее нет интереса делать это. Однако, если бы Valve создала лучшую «песочницу» для разработчиков, чтобы они могли защитить свои игры, мы могли бы увидеть версию Valorant для SteamOS, например.

Студии пойдут туда, где их игроки. Steam Deck это доказал. И если Steam Machine станет достаточно популярной, чтобы компании, такие как EA, начали выпускать свои игры для SteamOS и Linux, ландшафт ПК-гейминга внезапно станет совершенно иным.