История «Франкенштейна» остается актуальной не просто так. Исследование человеческой спеси и бесчеловечного научного прогресса стало еще более злободневным, чем во времена Мэри Шелли. Стремление к «инновациям любой ценой» породило новых монстров, рожденных людьми, которые не смогли (или отказались) предвидеть последствия своих действий. Поэтому неудивительно, что Виктор Франкенштейн в экранизации Гильермо дель Торо для Netflix так сильно напоминает современного тех-бро. Он, по сути, их прототип.
Если присмотреться, безрассудство Франкенштейна можно увидеть в Марке Цукерберге, игнорирующем роль Facebook в разжигании геноцида в Мьянме, в лжи Илона Маска о реальных возможностях автопилота Tesla (что потенциально привело к нескольким авариям) или в OpenAI Сэма Альтмана, создающем галлюцинирующий поисковик на основе украденного контента. Плевать на последствия, они просто хотят крикнуть «оно живое!», когда их продукты становятся вирусными (и когда их инвесторы поглощают вовлеченность).
«Франкенштейн» дель Торо — это ремикс основных элементов романа: обреченная история любви, безумный ученый, движимый своим эго, и вызывающий сочувствие монстр, демонстрирующий гораздо больше человечности, чем его создатель. Все это переосмыслено в пышном стиле режиссера. Но из взрывного начала фильма, где арктический корабль сталкивается с Виктором Франкенштейном (Оскар Айзек), которого преследует неубиваемый, казалось бы, Монстр (Джейкоб Элорди), становится ясно, что дель Торо не избегает своих более «лагерных» хоррор-корней. Руки отрывают, льются галлоны крови. Этот «Франкенштейн» многогранен.
Почему Виктор Франкенштейн прошел через ад, чтобы оживить мертвых? Потому что мог. В романе и в этом фильме вся эта эпопея всегда была связана с правом похвастаться и продемонстрировать свое величие как ученого. Он не думал о том, что обязан новой форме жизни, или о жестокости приведения существа в мир без компаньона. Ему было все равно, кого он причинил боль. Знакомо, не правда ли?

Миа Гот и Джейкоб Элорди во «Франкенштейне» (Netflix)
Что действительно делает «Франкенштейна» дель Торо удачным, так это его понимание персонажей. В роли Виктора Франкенштейна Оскар Айзек воплощает панк-рок обаяние ученого-бунтаря, который думает, что только он один может изобрести способ оживить жизнь. Но он также живет воспоминаниями об отце-абьюзере, который, вероятно, убил его любимую мать. Элизабет очаровывает и интригует Виктора, но его равнодушие к миру природы вызывает у нее отвращение. Нетрудно понять, почему она немедленно испытывает симпатию к Монстру, которого Джейкоб Элорди изображает как своего рода сверхчеловека детского типа. Он сразу же разочаровывает Франкенштейна, который не может не повторять цикл насилия, пережитый им с отцом.
Оглядываясь на свою карьеру, кажется, что дель Торо пытался адаптировать роман Шелли во всех своих фильмах. Элементы этой истории можно увидеть в его дебютном фильме «Кронос», в центре которого — устройство, дарующее бессмертие (но и вызывающее жажду крови). Трагические отношения отца и сына между Франкенштейном и Монстром напрямую перекликаются со злыми вампирами в «Блэйде II». Готическая романтика между Франкенштейном и его свояченицей Элизабет (у которой также есть интерес к Монстру) напоминает «Багровый пик». А желание якобы «злого» существа вписаться в обычную человеческую жизнь занимает центральное место в фильмах дель Торо о «Хеллбое».

Джейкоб Элорди во «Франкенштейне» (Netflix)
В интервью NPR дель Торо упомянул, что в детстве первое появление монстра в фильме «Франкенштейн» 1931 года стало для него «эпифанией». Этот опыт помог ему понять свою собственную веру и, по-видимому, весь его взгляд на жизнь и искусство. Его «Франкенштейн» — это произведение человека, который десятилетиями жил с этой историей. Он оживает благодаря роскошным декорациям, его любви к чувственным цветам (есть сцена с красным шарфом, парящим в воздухе, которая преследует меня) и его увлечению макабром.
В «Франкенштейне» есть урок для сегодняшней технологической элиты, но, учитывая их нынешнюю одержимость ИИ, несмотря на его потенциально огромные социальные и экологические последствия, у меня мало надежды, что они чему-то научатся. Но когда Гильермо дель Торо спросили об использовании генеративного ИИ NPR, он ответил как человек, который действительно понимал роман Шелли. «Я бы предпочел умереть», — сказал он.
