Если вам нравятся и электромобили, и эмоциональные американские горки, то 2025 год был для вас отличным. Однако для тех из нас, чьи нервы и так изрядно потрепаны, взлеты и падения последних 12 месяцев оказались несколько тяжелыми для восприятия.
В 2025 году мы увидели выпуск новых, привлекательных моделей, таких как Lucid Gravity и обновленный Nissan Leaf, последний из которых доступен по цене, сравнимой с его конкурентами с двигателями внутреннего сгорания. С точки зрения доступности продукции, 2025 год стал годом, когда рынок электромобилей начал ощущаться более зрелым и менее маниакальным.
Но в 2025 году также наблюдался всплеск антиэлектрической риторики, подогреваемой особенно травматичным избирательным циклом. Способ передвижения или шильдик на капоте вашего автомобиля внезапно стал индикатором ваших политических взглядов. Проще говоря, автомобиль, на котором вы ездите, теперь является политическим заявлением, и это последняя беспрецедентная ситуация в изнурительной длинной и мрачной череде беспрецедентных ситуаций. Да, год был долгим, и пессимизм 2025 года, несомненно, будет сопровождать нас в 2026 году, но надежда для электромобилей еще не потеряна.
Tesla и эффект DOGE
Илон Маск показывает свою футболку с надписью «DOGE» СМИ, когда идет по Южной лужайке Белого дома в Вашингтоне 9 марта 2025 года. (ASSOCIATED PRESS)
В прошлом мы, безусловно, видели граждански сознательных генеральных директоров, так как у автопроизводителей долгая история смешения корпоративных интересов с политическими угодничеством. Генерального директора Chrysler Ли Якокку однажды даже считали потенциальным кандидатом в президенты. Однако мы никогда не видели такого уровня подхалимства и кумовства, свидетелями которых мы стали в этом году в капризной дружбе между Илоном Маском и президентом Трампом.
Маск (гипер)активно участвовал в предвыборной кампании Трампа и не терял времени, критикуя то, что он назвал государственными перерасходами. Хотя эффективность Департамента государственного управления спорна, она, безусловно, оказалась весьма эффективной в опустошении счетов инвесторов Tesla. С января по март цена акций Tesla упала почти вдвое. Ситуация не улучшилась, пока Маск не покинул DOGE в мае.
С тех пор цена Tesla вернулась к своим максимумам до фиаско с DOGE. Однако продажи не восстановились. Поставки в первом квартале снизились на 13 процентов, а во втором — на 14 процентов. Поставки восстановились на 7 процентов в третьем квартале, поскольку все стремились купить до истечения срока действия субсидий на электромобили, но прибыль упала на 37 процентов. Доля Tesla на американском рынке электромобилей сократилась вдвое, что побудило вечного промоутера Маска начать продавать все, от ИИ-агентов до роботов в спандексе — чего угодно, чтобы отвлечь внимание от цифр.
И, похоже, это работает. Пакет вознаграждения Маска в размере 1 триллиона долларов был одобрен акционерами Tesla без особых опасений. Это может сделать его первым триллионером в мире, но только если он выполнит ряд амбициозных целей и сроков по продажам — области, в которой у этого человека в прошлом были трудности.
Большой, красивый всплеск продаж
Tesla с наклейкой, относящейся к покупке автомобиля, показана в воскресенье, 15 декабря 2024 года, в Конкорде, Массачусетс. (ASSOCIATED PRESS)
Дружба Илона Маска и Дональда Трампа была не единственным последствием второго срока последнего. Вместе с этим умерла федеральная субсидия на электромобили в размере 7 500 долларов, срок действия которой истек в сентябре в рамках » Великого Красивого Закона» президента Трампа. Это фактически вызвало краткосрочный всплеск продаж перед крайним сроком. Многие производители даже установили новые рекорды продаж электромобилей, воспользовавшись этой волной, но впереди нас ждет тревожная спад.
Нам еще предстоит немного подождать, чтобы увидеть, насколько плохими будут продажи электромобилей в четвертом квартале, но первые признаки не выглядят обнадеживающими. Отчет J.D. Power за октябрь гласит, что продажи электромобилей в сентябре достигли рекордно высокого уровня, составив 12,9% от продаж новых автомобилей в США. В октябре, после истечения срока действия субсидии, они упали до скромных 5,2%.
Это тревожное падение, и оно уже сказывается на планировании продукции.
Сокращение производства электромобилей

Honda Super-One Prototype не поступит в продажу в США. (Tim Stevens for Engadget)
Когда я в прошлом месяце был в Японии, знакомясь с гибридами Honda нового поколения, я не ожидал услышать от руководителей компании разговоры о промежуточных американских выборах. Но именно это и занимало мысли генерального директора Тосихиро Мибэ. Он внимательно следит за тенденциями голосования в Америке, чтобы определить характер предстоящих релизов компании.
Мибэ заявил, что Honda уже отменила планы по выпуску некоторых электромобилей в Америке, сосредоточившись вместо этого на более широком ассортименте гибридных моделей. Это не единственная компания, которая пошла на такой шаг. Ram также отменила свой электропикап 1500, но гибридная версия, как утверждается, все еще находится в разработке.
Scout Motors также больше сосредоточилась на своих гибридных моделях с увеличенным запасом хода. Первоначальное предложение компании состояло исключительно из электрических грузовиков и внедорожников. В последнее время компания отдает приоритет своим электромобилям с увеличенным запасом хода, основываясь на отзывах от 130 000 предзаказавших. 80 процентов из них хотят бортовой генератор — дополнительную опцию, которая может стать спасением для этого стартапа в области электромобилей.
Есть повод для оптимизма
Некоторые производители, возможно, снижают свои амбиции в отношении электромобилей, но другие движутся вперед. В следующем году ожидается восхитительная коллекция аккумуляторных машин, и это повод для волнения.
Опять же, Nissan Leaf 2026 года должен стать очень популярным выбором, поскольку его производство наращивается. Он уже поступает к дилерам, и с начальной ценой менее 30 000 долларов его будет трудно превзойти. Но Chevrolet попробует с обновленным Bolt EV примерно за те же деньги.
Если у вас больше денег, у вас больше вариантов. Скоро появится звездный кроссовер-внедорожник BMW iX3, а также электрические седаны CLA и внедорожники GLC.
Самым ожидаемым электромобилем года, однако, может стать Rivian R2. Этот электрический внедорожник присоединится к звездным R1S и R1T, расширяя присутствие Rivian в сегменте, а также, надеюсь, расширяя охват рынка. Начальная цена в 45 000 долларов делает его гораздо более доступным, чем любое из предыдущих предложений компании.
Фотография завода Rivian, производящего внедорожную модель R1 компании. (Nathan Heleine / Rivian)
Если перспектива появления веселого и доступного внедорожника от Rivian не вызывает у вас энтузиазма по поводу предстоящего года в области электромобилей, возможно, вас порадуют хорошие новости из Европы. После сокращения собственной программы субсидирования электромобилей в 2023 году продажи электромобилей в Германии резко упали, снизившись на 28% в 2024 году. Это вызвало предсказания гибели электромобилей со стороны многих местных экспертов.
Однако с тех пор продажи электромобилей медленно восстанавливались, а в последнее время они стремительно росли. Немецкое агентство дорожного движения KBA сообщает, что общее количество вновь зарегистрированных электромобилей в октябре увеличилось почти на 50% (по сравнению с прошлым годом). Электромобили теперь составляют 19% рынка там, и это несмотря на обвал продаж Tesla.
Нет никаких гарантий, что американский рынок последует подобному восстановлению, особенно если антиэлектрическая политическая риторика продолжится. Я же решил оставаться оптимистом, насколько это возможно в наши дни.
