Европейская комиссия объявила, что оштрафует Google на 2,95 миллиарда евро, или около 3,5 миллиардов долларов, за нарушение антимонопольных законов Европейского Союза и «искажение конкуренции в индустрии рекламных технологий». Решение последовало за аналогичным решением, вынесенным ранее в 2025 году, когда судья федерального суда США пришел к выводу, что Google занимает монопольное положение в области онлайн-рекламных технологий.
Google размещает рекламу в результатах поиска, но также занимает доминирующее положение в качестве поставщика программного обеспечения для онлайн-рекламодателей и издателей, желающих продать рекламное пространство и разместить рекламу. Основная претензия Комиссии заключается в том, как инструменты Google для покупки рекламы (Google Ads и DV 360) взаимодействуют с его программным обеспечением для рекламных бирж (AdX) и серверами издателей рекламы (DFP) таким образом, который кажется преференциальным. По мнению Комиссии, Google отдает предпочтение своей рекламной бирже AdX, «заранее информируя AdX о стоимости лучшей ставки от конкурентов, которую она должна была превзойти, чтобы выиграть аукцион». Также было установлено, что «Google Ads избегал конкурирующих рекламных бирж и в основном размещал ставки на AdX», сохраняя доминирование рекламной биржи Google, даже если альтернатива является лучшим вариантом для рекламодателей.
Комиссия дает Google 60 дней на то, чтобы сообщить, как компания планирует решить эти проблемы, в противном случае ей грозит «соответствующая мера» за нарушение антимонопольного законодательства. Это может быть только штраф, но также может включать принудительную продажу части или всего рекламного бизнеса Google.
Ли-Энн Малхолланд, глобальный руководитель отдела по нормативно-правовым вопросам Google, сообщила, что компания обжалует это решение в следующем заявлении, предоставленном Engadget:
«Решение Европейской комиссии относительно наших рекламных сервисов неверно, и мы будем его обжаловать. Оно налагает необоснованный штраф и требует изменений, которые навредят тысячам европейских предприятий, затруднив им получение прибыли. Нет ничего антиконкурентного в предоставлении услуг для покупателей и продавцов рекламы, и существует больше альтернатив нашим услугам, чем когда-либо прежде».
3,5 миллиарда долларов — это ошеломляющая сумма, но технически это не самое крупное наказание, которое Google получал за нарушение законов ЕС. В 2018 году компания была оштрафована на 5,04 миллиарда долларов за принуждение операторов мобильной связи к предустановке приложений Google на телефоны. Хотя в последнее десятилетие Google подвергается растущему вниманию к своей деловой практике, до сих пор ему не приходилось сталкиваться с серьезными структурными мерами за поведение, названное антиконкурентным.
Например, в 2024 году суд США признал Google монополистом в области онлайн-поиска, но судья недавно постановил, что компании не придется продавать Chrome или прекращать платить Apple за то, чтобы Google был поисковой системой по умолчанию на iPhone. Регуляторы ЕС исторически были более настойчивыми, чем их американские коллеги, и Европейская комиссия, по сообщениям, расследует Google по крайней мере еще одному вопросу, связанному с рекламой, но пока неизвестно, будут ли какие-либо наказания, которые действительно повлияют на компанию.